Теория "Бережливого стартапа" Модель "Создать, оценить, научиться"

В этих материалах мы попробуем разобраться, что такое "бережливый стартап", в технологии создания минимально-работоспособного продукта и как применить это на практике. Все, что тут описано, опытным предпринимателям, возможно, понятно на уровне инстинктов. Мы попытаемся систематизировать эту информацию для Вас (вместе с книгой "Бережливый стартап" Эрика Риса)
1. Создать-оценить-научиться.
Создать
Оценить
Научиться
Ранее мы попытались описать принцип "бережливого стартапа" (тут). В этом материале мы рассмотрим основную его составляющую - это цикл обратной связи "Создать - оценить - научиться.

Мы писали о том, что основной критерий успешной новинки - это возможность учиться и максимально быстро и дешево проверять свои гипотезы, то есть получать знания, подтвержденные фактами.

В первую очередь мы должны проверить свои самые главные и рисковые гипотезы, те, от которых зависит существование проекта в целом. Их условно можно назвать гипотезами ценности и гипотезами роста. Цель всех наших попыток - это запустить рост, то есть все то, что заставляет наше начинание расти и приобретать все больше и больше популярности.

Все основывается только на предположениях.

Каждый бизнес-план основывается на ряде допущений "предположим" или "допустим". Часто эти предположения ошибочны, поэтому главная задача предпринимателя создать организацию, которая будет тестировать эти предположения.

Некоторые из предположений вполне заурядны и основаны на знаниях в отрасли, к примеру, хорошо настроенная контекстная реклама гарантировано даст рост посетителей на сайт продающий товары или услуги.

Но среди допущений есть и такие, которые можно называть смелыми или нахальными. Например, предприниматель допускает, что люди захотят покупать именно его товары или услуги, потому, что они обладают некоторыми инновационными характеристиками. Таких допущения называют "прыжками веры".И если они не действительны, то начинание ждет провал
2. Минимально рабочий продукт
Groupon - была в свое время одной из самых быстрорастущих компаний в истории. Благодаря инновационной идее групповых купонов со скидками, она работает более, чем в 400 городах и имеет огромное число более мелких аналогов, которые воспользовались идеей. В Беларуси - это Slivki, в России - Biglion.

Основатель компании Эндрю Мейсон изначально не собирался делать такой сервис. Его задумкой было сделать сервис коллективных действий, никак не связанных с продажами.

Каково же было его удивление, когда однажды при помощи его сервиса 20 человек одновременно заказали пиццу в пиццерии в на первом этаже в его офисном здании. В этот момент в голову основателю и пришла идея коллективных купонов на покупки.

Гипотеза была очень интересна, но ее необходимо было подтвердить или опровергнуть. И сделать это нужно было максимально экономно и эффективно.

Тогда ими был разработан простейший блог на open source движке WordPress, а купоны рассылались PDF файлами на электронную почту через Apple Mail.

Таким образом был создан минимально рабочий продукт.

Команда ежедневно публиковала новые купоны, на товары и услуги и однажды они за сутки продали более 500 купонов на доставку суши. Гипотеза была подтверждена. Сейчас Groupon ежегодно делает более 1 миллиарда долларов оборота.
Минимально рабочий продукт позволяет выяснить: создает ли новинка ценность или разрушает ее. Основная задача предпринимателя - как можно быстрее создать минимально рабочий продукт для того, чтобы запустить цикл "Создать-оценить-научиться".

Первый продукт не должен быть совершенным. Он должен выявить то, что на самом деле нужно клиенту, при этом отсеять все лишние домыслы, которые часто придумывает основатель. Любые усилия, которые не позволяют нам научиться - не нужны.
Видео-презентация, как минимально рабочий продукт
Dropbox - компания хостинга файлов стоимостью более 10 миллиардов.
Dropbox создает специальную папку на компьютере пользователя, содержимое которой синхронизируется с серверами Dropbox, а также с другими компьютерами и устройствами, на которых пользователь установил Dropbox, поддерживая актуальность этих файлов на всех устройствах.

Dropbox предлагал передовую технологию, которая позволяет очень быстро синхронизировать файлы на разных компьютерах.

В марте 2016 года Dropbox насчитывал более 500 миллионов активных пользователей.

А с чего все начиналось?
Основатели Dropbox Дрю Хьюстон и Араш Фердоши не были гениями маркетинга.
Они были разработчики, которые создали удобную технологию, но преимущества технологии не были очевидны с первого взгляда. По этому они не могли привлечь инвестиции сколько бы встреч им не пришлось провести с потенциальными инвесторами.

Минимально рабочий продукт.
В случае Dropbox минимально рабочий продукт уже должен быть полноценным сервисом, готовым как минимум на 80%. Это бы повлекло за собой большие издержки и время разработки. Этот вариант не подходил создателям.

И тогда создатели придумали простое, но в тоже время очень действенное решение, простую видео презентацию продукта, на которой Дью Хьюстон просто демонстрировал свой экран и объяснял принцип работы в микрофон. Зрители видели куда кликает мышка, все это разбавлялось шутками и клипартом.

Презентация настолько заинтересовала пользователей, что количество предзаказов на программу выросло с 5000 до 75000 за короткий период. Тем самым основатели подтвердили гипотезу ценности новинки.
Рекомендуем почитать:
Эрик Рис -" Бережливый стартап"("Lean startup")

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать материалы на почту.