Делаем успешные Web и Mob продукты по принципам Lean Product Development
+375(29)66-60-972
Теория "Бережливого стартапа" или как не потерять все сразу?

В этих материалах мы попробуем разобраться, что такое "бережливый стартап", в технологии создания минимально-работоспособного продукта и как применить это на практике. Все, что тут описано, опытным предпринимателям, возможно, понятно на уровне инстинктов. Мы попытаемся систематизировать эту информацию для Вас (вместе с книгой "Бережливый стартап" Эрика Риса)
1. Почему нельзя верить маркетинговым исследованиям?
Во-первых предлагем вам разобраться, что такое "стартап". В привычном понимании-это новый проект в области информационных технологий, Интернете и всем, что находится в этой области.

На самом же деле стартапом можно назвать любую компанию, которая создает новинку или инновацию в любом из видов деятельности, в условиях высокой неопределенности. От IT сферы до розничной торговли, производства и некоммерческих организаций.

Изо всех сил нас пытаются убедить в том, что хороший продукт, упорный труд и настойчивость, а также предпринимательская хватка и правильно подобранный момент непременно приведет наше новое начинание в бизнесе к гарантированному успеху. Такие идеи тиражируются журналами и телевидением, модные youtube каналы и паблики в социальных сетях обещают нам открыть пять, десять, двадцать пять шагов к успеху и первому миллиону долларов.

К сожалению, это миф.

Нам пришлось работать с множеством проектов, на разных рынках, с разными людьми. Мы работали над очень интересными идеями и над очень, как нам казалось, глупыми. И мы пришли к выводу, что большинство нового не приживается.

80% инноваций, по итогу, представляют собой совсем не то, что задумывалось, а деньги на их создание уже потрачены. Если обратиться к западной бизнес литературе, можно поразиться какие суммы тратят крупные мировые бренды на создание новинок. Матерые маркетологи в компаниях выбрасывают в трубу миллионы на проекты, которые никогда не будут востребованы и даже нам с вами покажутся неудачными. И этому есть две причины:

  1. Невозможность спланировать или сделать прогноз. Планирование и прогнозирование работает только тогда, когда есть определенная история деятельности и окружающая среда не изменяется. Касаемо новинок, стартапов, инноваций - это не работает по определению. Особенно, если речь идет о рынках стран СНГ, где поведение этих самых рынков иногда диктуют отнюдь не рыночные факторы, например политика. Невозможно делать прогнозы когда, например, курс национальной валюты зависит от непредсказуемых решений нескольких людей.

  2. Как только предприниматели сталкиваются с причиной номер 1, понимая, что те инструменты управления, которыми они пользовались ранее, не работают, то они пускают все на самотек и управление превращается в хаос.
Потребители привыкли к коричневому цвету Pepsi, и в прозрачном или синем варианте она их никак не устраивала. По словам Дэвида Новака, создателя Crystal Pepsi, это была его лучшая идея в жизни с худшим исполнением.
Это действительно стало одним из самых странных расширений товарной линейки в истории маркетинга: бренд Colgate решил использовать название торговой марки для выпуска продуктов питания.
2. Система "Бережливый стартап"
Система «Бережливый стартап» (от англ. Lean Startup) — концепция предпринимательства. Была впервые сформулированная Эриком Рисом в одноименной книге "Бережливый стартап". Эрик Рис предлагает рассматривать создание стартапа исходя из научного подхода, который он выработал развивая свои бизнесы и бизнесы своих клиентов.

Система "Бережливый стартап" рассматривает все действия стартапа как эксперименты, которые тестируют его стратегию и выясняют, какие элементы этой стратегии обоснованы, а какие нет.

Судя по названию "Бережливый стартап" - конечным результатам применения метода является минимизация расходов связанным с запуском и масштабированием проекта. Он начинается с разработки гипотезы (что может произойти), затем гипотеза проверяется экспериментальным путем. Цель каждого эксперимента - выяснить, как создать жизнеспособный бизнес.

Таким образом Эрик Рис подвел к тому, что при построении нового бизнеса в условиях высокой неопределенности можно и нужно использовать научный подход, основанный на истинных экспериментах. Проведение экспериментов должно составлять значительную часть бюджета проекта потому, что эксперимент служит не только для определения верной стратегии, но так же экспериментатором будет выявлено много неверных гипотез.
    Zappos - один из самых первых и крупных онлайн-магазинов обуви
    По слухам Zappos недавно выкупил Amazon за 1.2 миллиарда долларов. На сайте представлены десятки тысяч моделей обуви для онлайн покупки. Развитая система логистики, огромные складские площади по всему миру, идеальные бизнес-процессы.

    А с чего все начиналось?
    Ник Суинмер, основатель, мог сразу организовать склады собственной продукции, разработку программного обеспечения и web-сайта. Далее ему пришлось бы развивать модель ровно в том виде, какой он ее создал, основываясь только на своем, возможно, ошибочном видении.

    Однако он начал экспериментировать. У него была гипотеза, что люди будут с удовольствием покупать обувь онлайн, но были сомнения, касающиеся того, что это товар, который надо трогать и мерять перед тем как сделать заказ.

    Разработав все, что необходимо, в веб и создав торговую марку он начал фотографировать модели обуви в местных магазинах и размещал их на сайте. Взамен он предлагал поставщикам обуви продавать ее с сайта без какой-либо комиссии.

    Таким образом очень быстро и без особых вложений он провел масштабный эксперимент. Он учился на ошибках своих поставщиков, осваивал оптимальную логистику, продажу и возврат, и только после того, как гипотеза была подтверждена, он начал масштабировать бизнес.

    Он привлекал инвестиции имея не просто идею, а реальные количественные показатели и тренды.
    Прачечные в Индии
    В Индии существуют огромные проблемы с личной гигиеной, в бедных районах люди просто не могут позволить себе домашние стиральные машины. А прачечная -это специальный человек, который собирает грязные вещи, замачивает их в реке и затем отбивает их о камни.

    Справится с проблемой решил бывший менеджер Procter & Gamble в Азии Акшай Мехра.
    Его гипотеза заключалась в том, что люди готовы платить за стирку небольшие деньги. Для тестирования этой гипотезы он придумал простейший эксперимент. Он разместил на одной из улиц города фургон со стиральной машиной в кузове и предложение постирать одежду за небольшую сумму. Фургон был лишь рекламой, на самом деле одежду забирали в прачечную и возвращали в течении дня. Весь эксперимент ему обошелся не более $8000. Это позволило основателю получить ответы:
    • Да, люди готовы платить за химчистку регулярно
    • Люди боятся что их вещи увозя могут не вернуть
    • Клиенты готовы заплатить за то, чтобы их вещи погладили и за другие дополнительные услуги
    • И многое другое
    Таким образом основатель получил достаточные данные о том, как ему масштабировать свой стартап. В результате конечным продуктом стало множество передвижных кабинок 1Х2 метра, со стиральной машиной и сушилкой и западными моющими средствами. Так же доставлялась чистая вода.

    Теперь компания Village Laundry Service ежегодно обслуживает десятки тысяч клиентов и стирает сотни тонн одежды.
    Надеемся, мы раскрыли суть "Бережливого стартапа", гипотез и экспериментов. В дальнейшем мы более детально раскроем методологию и шаги, покажем на своих примерах наши удачные и неудачные гипотезы.

    Максим Кулецкий
    Рекомендуем почитать:
    Эрик Рис -" Бережливый стартап"("Lean startup")

    Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать материалы на почту.